Print This Post

Основы здорового питания. Часть 2 Здоровый образ жизни

В последнее время значительное распространение получила концепция природного питания. Это квинтэссенция самых разнообразных способов питания — вегетарианства, сыроядения, макробиотического питания, раздельного питания по методу Г.Шелтона.

Концепция природного питания базируется на таких основных положениях.

  • 1. Питаться необходимо исключительно натуральными продуктами, то есть такими, какими их создала природа. В этом случае организм усваивает вещества в их первоначальном виде. Распространенное «культурное» питание сырыми продуктами является естественным для человека, ибо пищеварительная система его анатомически и физиологически приспособлена для переваривания плодов и овощей. Одним из доказательств этого является тот факт, что все животные и птицы употребляют пищу такой, какую дает им природа. Любая обработка продуктов питания не только нецелесообразна, но и вредна. Огонь нарушает структуру природных веществ, а вареная пища биологически обесценена. Кроме того, во время термической обработки пища теряет определенное количество витаминов (до 40% витамина B1, до 70% — В2, до 35% — каротина, до 45% витамина С), меняет свой вкус, становится пресной, из-за чего приходится использовать разные добавки, в частности соль. Поэтому вполне справедливо философ Сенека писал, что повара точно так же лишние, как и солдаты. В мясе и рыбе во время запекания или обжаривания в жире образуются токсические соединения. При промышленной обработке овощей и фруктов происходят гидролитическое расщепление гликозидных, амидных и эфирных связей, окисление, реакция Майяра, фрагментация, карамелизация углеводов и образуются полимеры. Замораживание продуктов тоже вредно.
  • 2. Питательность природных продуктов питания значительно выше, нежели термически обработанных, поэтому для удовлетворения нужд организма их необходимо значительно меньше.
  • 3. Употребляя натуральную пищу, человек поглощает солнечную энергию, которая в клетках организма превращается в разные её виды.
  • Еще в античном мире высказывали уверенность в существовании в живой природе особенной, живой, формы энергии, которая отличается от форм энергии неживой природы. Поэтому возникает потребность в ее учете при природном питании. Все чаще в прессе появляются напоминания о живой энергии пищевых продуктов и требования учитывать ее во время расчетов энергетической ценности рационов. К сожалению, живую энергию пока еще не удается зарегистрировать в натуральных продуктах питания. Так, по мнению сторонников концепции природного питания, живая энергия содержится в высокоэнергетичских соединениях продуктов, в частности в аденозинтрифосфате.

    Выдающийся физик Шредингер, нобелевский лауреат, которого ставят рядом с Эйнштейном, Нильсом Бором, Паскалем, Йорданом, писал: «Каким образом «живое существо избегает разложения? Жизнь оберегают от разложения не употребленные продукты (белки, жиры, углеводы) и не калории. Все это действительно нужно, но не достаточно, ибо у взрослых людей количество потребляемых и выделяемых продуктов приблизительно одинаково. Кроме этого, существует нечто такое, что мы вносим с продуктами и что остается внутри нас. И как раз это нечто, что остается внутри нас, охраняет нас от разложения. Это нечто называется потенциальной энергией. Без этого потенциала каждое существо обречено на разложение путем энтропии. А этот энергетический потенциал не что иное, как солнечная энергия, переданная лучами».

    М.Освальд в 1966 г. тоже писал, что человек, собственно, потребляет солнечную энергию вместе с неизмененными растениями, то есть зерном, фруктами, овощами.

    Можно сделать вывод, что организм человека затрачивает на усвоение свежих овощей и фруктов то же самое количество энергии, которые они содержат. То есть свежие овощи и фрукты практически не имеют энергетической ценности.

  • 4. Натуральная пища закаляет кишечник, гладкие мышцы пищеварительного канала способствует сохранению здоровья и предупреждает возникновение заболеваний.

Безусловно, концепция природного питания более широко охватывает проблему оздоровительного питания человека, чем, например, вегетарианство, сыроядение и другие так называемые альтернативные теории питания.

Идея питания продуктами растительного происхождения не нова. Вегетарианство возникло в середине I тысячелетия до н.э. Вегетарианские идеи известны еще со времен Пифагора (6 в. до н.э.), который в возрасте 20 лет отказался от обычной смешанной пищи. Он основал первую вегетарианскую ассоциацию. Пропагандируя идеи растительного питания, Пифагор обещал своим последователям здоровье, душевное равновесие, спокойный крепкий сон и овладение высокими умственными и моральными качествами. Сам Пифагор питался хлебом, медом, сырыми и вареными овощами, совсем не пил вина, рыбу ел редко. Последователь Пифагора Платон (428—347 г. до н.э.) в своем трактате «О республике» утверждал, что в идеальном государстве люди должны придерживаться в питании разумных правил, то есть питаться растительными продуктами. При таком питании люди будут жить до глубокой старости и завещать своим детям точно такую же жизнь.

По мнению Платона, животная пища способствует выработке у человека животных инстинктов, в частности воинственности. Любимой пищей Платона был инжир, за что его прозвали «любителем инжира».

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 18г. н.э.) также считал, что человек с нормальным здоровым аппетитом может питаться инжиром, орехами, финиками, сливами, виноградом, яблоками, маслинами, редисом, луком, а также медом, яйцами и молоком.

Современник Овидия поэт Гораций (65 г. до н.э. —- 8 г. до н.э.) был убежден, что растительная пища больше отвечает поэтическому гению, нежели мясная пища.

Римский философ Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) пришел к выводу, что растения дают достаточно пищи нашему желудку. По его мнению, «рабов своего желудка следует относить к числу самых низших животных, а не к людям».

Плутарх (46—127 г. н.э.) в своих застольных беседах с учениками убеждал, что мы не можем предъявлять особые права на животных, которые обитают на суше, питаются той же пищей, дышат тем же воздухом, и пьют ту же воду, что и мы. Он проповедовал умеренность в еде и рекомендовал воздерживаться от употребления мяса. Он писал: «Плохого переваривания пищи можно больше всего остерегаться после мясоядения, поскольку мясо отягощает желудок и вызывает вредные последствия. Хорошо было бы приучить себя совсем не есть мяса, ибо Земля поставляет в достаточном количестве вещества, которые не только пригодны для еды, но и приносят наслаждение и удовлетворение. Я удивляюсь тому, кто допустил к своему столу обезображенные формы мертвых тел».

Музоний (I ст. н.э.) утверждал, что только хлебные злаки и другие растительные продукты, а также те продукты, которые мы получаем от животных, но не убивая их, полезны. По его мнению, самой лучшей является пища, не обработанная огнем. Употребление мясной пищи Музоний считал зверством. По его убеждению, мясная пища мешает мысли и разуму. Люди, которые питаются простой едой, сильнее и здоровее. Не удивительно, что рабы крепче своих хозяев, жители сел — жителей городов, бедные — крепче богатых.

Литература:

  1. В.И. Смоляр «Оздоровительное питание», Київ, «Здоров’я», 1999г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *