Print This Post

ИГРА как СИМВОЛ. Философско-психологическое эссе Для профессионалов,Заметки психолога

Что наша жизнь – игра.

Шекспир

Компьютер однажды побил меня в шахматы,

но в кикбоксинге он оказался просто слабак.

Эмо Филипс

Мир, в котором мы живем, устроен сложно. Много сложнее чем мы способны представить в своем воображении. То же касается психического мира людей вообще и каждой личности в частности. Что есть символ? Символ (англ. symbol симбол) — знак, сущность, которая означает другую сущность. Несмотря на иллюзию простоты, понятие символа является одним из наиболее неоднозначных для понимания. Энциклопедия символов знаков эмблем М.: Локид;Миф 2000 (В Андреева В.Куклев. А.Ровнер) дает такое понимание символа: символ – это элемент живого сакрального мифа и неизбежная ступень к нему. Мир символов – это промежуточный мир соответствий. Для Карла Ясперса Бытие постигается в символе и через символ. Мир и все что в нем происходит, есть тайна… Очень не зря Конфуций сказал, что знаки и символы управляют миром, а не слова или закон.

Следует отметить, что есть символы которые являются с одной стороны лишь, частичными, знаковыми выражениями понятий, их материализацией, основное же, сакральное, иррациональное значение понятий, да и самих символов лежит за гранью, оно метафизично, поэтому не подается рациональному мышлению и восприятию.

Я думаю, что такие символы необходимы как своеобразный строительный материал для бытия, хотя истинная их функция лежит за границами человеческого понимания. К таким сложным понятиям можно, например, отнести соотношения микро- и макрокосмоса, человек как венец Божьего творения — с одной стороны он конечен, а с другой бесконечен в себе самом. Лучше всего это выразил гений Да Винчи, причем графическим языком:

Да Винчи

В символах происходит материальное проявление разнообразных значений понятий, но что то всегда ускользает от сознания, за грань … в метафизику. Символ это еще и та грань, точка, где материальный мир и невидимый, Духовный мир, соприкасаются. Наверное, символы могут также по каким-то неведомым законам взаимодействовать между собой, по аналогии операций с понятиями в логике…

Я хочу поговорить о игре и ее символическом значении, что, казалось, может быть проще и одновременно сложнее игры? Однозначного всеобъемлющего определения игры не существует приведу некоторые определения и характеристики ИГРЫ в самых, разных сферах человеческой жизни, которые мне больше понравились:

ИГРА — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения, на наш взгляд, двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуалы — эффективными, а времяпрепровождение — выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда — драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом. Не следует заблуждаться относительно значения слова «игра». Как мы уже говорили, игра совсем необязательно предполагает удовольствие или веселье. Одна из самых сложных когда-либо существовавших игр — «Придворный», превосходно описана Стендалем в «Пармской обители». Эта игра отличалась убийственной серьезностью. Наиболее зловещей игрой является, конечно, война. (Э. Берн) Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Свобода от физической и моральной необходимости, от реальных житейских нужд выделяет игру из «обыденной» жизни, как бы изолирует ее в некий условный, относительно самостоятельный микромир. В этом микромире своя направленность, свои интересы, не совпадающие с интересами и нуждами «обыденной» жизни. По отношению к ним игра носит незаинтересованный характер. Она вклинивается в реальный процесс жизни как временное действие, занятие во время отдыха и ради него. Изолированность игры обусловлена тем, что она «разыгрывается» в собственных рамках времени и пространства. Игра, в определенный момент, начинается и заканчивается. Игровое пространство заранее обозначается, материально (футбольное поле, шахматная доска и т.п.) или условно, идеально (в большинстве детских «ролевых» игр, в карточной игре и др.).

Внутри игрового времени и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера. Порядок выражается в том, что у каждой игры свои правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению. Правила могут изменятся, но они должны быть…

Игра и различные игры окружают Нас с рождения, да и не только Нас. В игре ребенок учится общению, в игре он познает окружающий мир учится оперировать и с материальными предметами и с нематериальными – словами – то же символами понятий. Взрослый человек тоже постоянно играет: в зарабатывание денег, в карьерный рост, в бизнес, политику и т.д. вопрос в том, может ли он «вынести» свое сознание за рамки игры и осознать себя вне игры, или он полностью поглощен игрой. Символ полностью подавляет человека, игра и игры как непрерывный процесс полностью включают в себя сознание личности и человек даже не хочет понимать того, что он в игре, и что саму его жизнь даже с учетом свободы воли можно рассматривать как игру…Так иногда заигрываясь в во власть, науку, творчество и прочее, мы забываем законы положенные в основу мироздания, законы заповеданные нам Богом. Нарушением этих законов мы подобно вирусам разрушающим биологическую клетку или компьютерную программу грехом разрушаем и нашу игру и мир вокруг нас, да и самих себя…

Сложные процессы которые происходят на уровне микрочастиц и макроуровне гигантских небесных тел то же легче понимать и осознавать как модель в игре.

На социальном уровне то же происходят свои игры. Например, игра по скрытому управлению общественным сознанием и массами людей, использование для этого древних ритуалов и современных технологий. Использование игры для порабощения сознания например ДЕМОНстрации в СССР; языческие шествия в фашисткой Германии; игры в «цветные», «оранжевые», «красные» революции, где все очень модно и современно весело и красиво, носится свежесть 1 МАЙской, красной и языческой, Вальпу́ргиевской ночи, Революционный Украинский ОРАНЖЕВЫЙ цвет свободы …от совести с включением в игру сознаний огромного колличества отдельных людей, но вполне предсказуемым исходом подобных игр будет является горькое похмелье, депрессия, обнищание и крайняя нужда для большинства игроков.

Вообще воздействие мега игр на общественное сознание очень интересно. Тут комплекссный процесс. С одной стороны «отключение» от насущных проблем, и одновременно «густой туман» чтобы не видели истинного положения дел, по настоящему насущных проблем тут имеет место и подмена понятий и манипуляция через инициирующий ритуал. Люди вообще любят не только играть но и смотркть на игру (так тоже обеспечивается участие), например футбол, различные политические постановки и спектакли, различные шоу от музыкальных до псевдорелигиозных в различных сектах…все это то же игра с нужным кому-то, кто за кадром, за ширмой финалом, тут нет истинны нет да же намека на нее. И так с древнейших времен от зрелищности жестокости кровавых древних языческих культов и гладиаторских игр. Одним словом плебс и пролетарии, люди которые сами себя отождествляют с этими социальными ролями или люди которых загоняют обходя их волю и сознание под эти ярлыки (в современном сленге рабочий-лох как впрочем большая часть псевдоэлиты), все они конечно остро нуждаются не в культуре и не в развитии самоактуализации, но в показательных зрелищах и хлебе…

Игра в театре как зеркало мира…вечность и архетипичность многих театральных произведений, но это уже немного другая грань символа игра

Весь исторический процесс, если рассматривать его не затуманенным взором от разных идеологий (красной, коричневой, демократической) можно рассмотреть как игру где Добро борется со злом и конечно, неизбежно победит. Такое потрясающее впечатление о истории я ощутил когда не пожалев времени смотрел цикл «История России ХХ век»

Игра, как и любой символ амбивалентна, несет в себе как светлую так и темную сторону. Может созидать и разрушать.

В игре человек может участвовать в созидании одновременно и своего внутреннего мира и окружающей действительности, а может разрушать, игра в таком случае несет деструктивный заряд. Все зависит от выбора.

Часто игры, например компьютерные, используется чтобы «убить время» и как лекарство от стресса и «психологическая разгрузка». Это так называемы казуальные (свободные) игры. Например, офисные в стандартном наборе на каждом компьютере. Хотя такие игры и могут приносить частичное облегчение невротику, однако могут вызывать зависимость и суживать сознание, до пределов параметров игры, часто крайне примитивной. Поэтому такие игры и им подобные (например игры которые предлагает казино), могут вызывать игроманию, разрушать личность. Для разгрузки от стресса лучше поиграть с ребенком «включение» в его мир всегда принесет искреннюю радость, разгрузит от различных стрессов, даст любовь и желание жить, силы созидать. То же домашние любимцы, хобби и спорт. Главное чувство меры.

Сколько произведений всех жанров посвящены игре и различным играм — это Э Берн «Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры» — анализ игры в общении и социальных сценариях, Г. Гессе «Игра в бисер»– где сущность игры выражена гротескно как сюрреалистическое полотно, то же «Маятник Фуко» и «Баудолино» У. Эко, «Игрок» Ф.М.Достоевского. Поищите и вы найдете игру в музыке, и живописи в цирке и кино, архитектуре и живописи этот список можно продолжать еще долго.

Я думаю, что самым прекрасным и универсальным выражением символа «ИГРА», проявлением этого символа в материальном мире, мире вещей, где все можно потрогать, но многогранность, таинственность и загадочность сохраняются в полной мере являются ШАХМАТЫ.

Шахматы

Мир я сравнил бы с шахматной доской:

То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой —

Подвигают, притиснут, — и побили…

И в темный ящик сунут на покой.

Омар Хайям

Хотя шахматы могут нести в себе отдельное самодостаточное понятийное и символическое значение как шахматы «Затерянный Мир». Это шахматы №1 в мире, созданные мастером Игорем Батуриным. В этом шедевре выражено глобальное противостояние на планете между природой и цивилизацией. Эти Шахматы уникальны (как впрочем и другие комплекты шахматных фигур мастера ведь каждый из них произведение исскуства). Для оформления этой статьи использованы фотографии фигур этого комплекта любезно предоставленные их создателем.

Пусть ИГРЫ в которые Вы играете будут созидать и небудут разрушать, Пусть они несут Любовь Счастье в Мир.

Новые комментарии

  1. Elua

    СУПЕР!!!Я использую статью для курсовой (с ссылкой), вы кандидат? Дисер можете помочь написать. Я в МГИМО учусь.

    Ответить
  2. Николай

    М-да, занятно почитать. Хоть тема и не нова, но чтобы было так обобщено в одной статье столько игровых аспектов нашей мирской жизни сразу — это действительно редкость. Респект автору за труд!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *