Человек всегда мечтал о создании идеального помощника который с одной стороны будет идеальным работником, а с другой идеальным другом. В последнее время эти мечты стали воплощаться в совершенном роботе, искусственном интеллекте, который наделен сознанием «я», эмоциями и чувствами, практически очеловечен, т.е. практически тождественен человеку оставаясь при этом машиной, устройством, механизмом, компьютерной программой.

За последние 50-100 лет появилась масса научной и научно-фантастической литературы, фильмов. Так например прекрасные книги где фигурирует искусственный интеллект: Дэна Симмонса – тетралогия «Гиперион»,«Падение Гипериона» «Эндимион»,«Восход Эндимиона», где описаны ИКСины и их взаимоотношения между собой и окружающим миром; Фрэнк Герберт «Дюна», где на спец планете где доминирует искусственный интеллект готовят аналитиков для Домов, Лукьянеко «Линия грез», «Императоры иллюзий», классика С.Лема и т.д. и т.п. Наиболее эффектно в массовое сознание идеи связанные с искусственным интеллектом доносятся через кино. Так в общественном сознании, через мир синемы, заложены основные две идеи о искусственном интеллекте (искусственном разуме):

  • Идея №1. Пример: фильмы «Двухсотлетний человек» и «Искусственный интеллект» — идеальный механизм создан, т.е. техническая часть вопроса решена. В результате ошибки робот Эндрю, либо специально — робот Дэвид, механизмы наделяются свойствами человеческой души: осознают себя, свое я, испытывают эмоции чувства, ощущения и т.д., т.е практически оставаясь машиной они уподобляются человеку и даже превосходят его. Они становятся совершенством (идеальным человеком творцом, идеальным ребенком) в несовершенстве (механическая и программная основа сохраняется). Эти роботы знаменуют собой некий «идеал» к которому смотрящим фильм, возможно, стоит даже стремится.
  • Идея №2. Пример: фильмы ««Сатурн-3», «Я робот», «Терминатор-1,2,3,4» — идеальный механизм так же создан, т.е. техническая часть вопроса решена. Механизм робот (программа) так же осознает себя совершенным по отношению к человеку и человечеству, и принимает по разным мотивам различные репрессивные меры к последнему (от ограничения свободы до ликвидации). В данном случае, у смотрящих подобные фильмы формируется определенный страх перед искусственным разумом.

Р.S.Иногда создатели фильмов про искусственный интеллект, пытаются обыграть архетип героя: «трансформеры», «звездные войны» и частично «терминатор» против Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, которые увековечены в нашем менталитете на генетическом уровне, это специфическое, направленное, разрушения базовой мифо-поэтической зоны, при формировании личности…

Следует отметить, что таким образом в общественном сознании с одной стороны о искусственном интеллекте судят с созидательной стороны как о прообразе творца, идеале, а с другой стороны присутствует определенный страх… «За» и «Против» новых технологий…

В обеих идеях заложены логические ошибки происходящие от философской, и более того, религиозной безграмотности, связанные с не пониманием следующего базового закона – догмы: создание по своей сущности (в своей сути), не может превзойти своего Создателя.

Так человек (создание) будучи венцом творения, наделенный творческим потенциалом, свободой воли, способностью создавать и т.д. и т.п., не может превзойти Бога (Создателя) ни в чем по определению. Более того, в Духовном мире, когда одно из совершенных творений (созданий) наделенных свободой воли «деница сын зари», противоречит Богу (Создателю) и стремится превзойти его… конфликт и бунт рождается деструкцию, грех, зло и несовершенство, от того, что творение стремится занять место Творца.

Так и шедевр известного художника при всем своем совершенстве, является лишь слабым отражением гения создателя, гения художника, это материальное проявление его таланта, бледный отблеск его души. Так и программа написанная программистом, при том что она, скажем, может в тысячи раз считать быстрее и точнее чем человек ее создавший в сущности своей является творением, конечно невозможно ее приравнивать к программисту как к человеку. При этом «Плох тот ученик который не смог превзойти учителя» и «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» и генерал с солдатом и ученик с учителем являются людьми в этом они тождественны и поэтому они могут выступать в разных соотношениях, ученик может превзойти учителя, солдат может стать генералом, или не стать.

Хочется сказать, что создание и получение различных интеллектуальных устройств не только актуально в наше время и в нашу технологическую эпоху. Так согласно легенде у «чернокнижника » Якова Вилимовича Брюса, ближайшего соратника Петра I, было механическое устройство в виде красивой девушки, выполняющей простые команды и прислуживающей за столом. Так один из посетителей Брюса даже влюбился в нее и просил хозяина познакомить и уступить ему красавицу… какой же был у него психологический шок когда «чернокнижник» обнажил механическую сущность девушки-робота. Вообще таких примеров в истории и праистории, фантастике да и в реальности можно привести массу. Все что объединяет Эндрю, Дэвида, Теримнатора, игрушку Брюса и других созданных и создаваемых роботов известно, как оказывается, человечеству с древнейших времен, и является вариантами реализации мифологемы Голема.

Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре и средневековой демонологии глиняный великан, оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно, произнеся имя бога, либо начертав на ее лбу слово zmet — «истина» (если стереть букву z, получится met, то есть «смерть»; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем, оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе, созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе «Голем» Густав Майринк. автор энциклопеди Александрова Анастасия

В создании Голема таким образом использовались оккультные науки и мистическо-демоническое мировоззрение, а в создании сознающего себя искусственного разума, робота используется стык наук мировоззрением же служит ньютоно-картезианская парадигма.

Конечно наука не стоит на месте замена конечностей как механическая рука у агента Спунера в «Я робот», уже перестает быть фантастикой, но именно ОСОЗНАЮЩИЙ себя искусственный интеллект (искусственный разум), не зависимо от достигнутых целей и реализации мотивов по сути своей всегда будет ГОЛЕМОМ.

Создание подобных систем не только не прекращается ни на минуту в мире, более того этические и моральные стороны вопроса при эксперименте создания искусственного разума не рассматриваются, результаты не выносятся на всеобщее обсуждение, либо обсуждение в среде ученых, контролируется эти работы группой «посвященных» и «избранных»…

При многих позитивных примерах где задействованы системы искусственного интеллекта проявляются и негативные свойства подобных систем. Так, в частности созданы целые серии домашних любимцев с искусственным интеллектом «динозаврик», «кукла», «медвежонок», «собака» которые достаточно эффективно могут имитировать реакции живого существа: страх, боязнь, голод, жажду, нуждаться в уходе, приеме «пищи», обладают массой способности играть в различные игры и занимать ребенка. Так, если играя с обычной, стандартной игрушкой главным будет выступать сам ребенок, его воображение, более того, ребенок сам контролирует «игровое поле», игру во времени и пространстве сам, непосредственно с себе подобными задает ситуативные параметры, роли и т.д., проецирует эмоции…в конце-концов он в своем сознании говорит себе о том, что игра закончена. Грань между игровым миром и реальным миром пластична, для ребенка, но она существует. Более сложно обстоит дело с игрушками обладающими искусственным интеллектом, являющихся усложненными вариантом «тамагочи»

Тамагочи— виртуальный домашний питомец. Идея принадлежала компании Bandai — третьему по величине игрушечному гиганту планеты. Смысл игры заключается в интерактивном наблюдении за жизнью питомца, от вылупления из яйца и до смерти. В первых версиях можно было играть только за одного питомца, но в последующих версиях были добавлены многие существа: цыплёнок, кошка, собачка, медвежонок, поросёнок, дракончик. А после премьерных показов телесериала Покемон стали особенно популярны в качестве питомца некоторые покемоны: Чармондер, Пикачу и другие.

Питомца можно было кормить, играть с ним, следить за здоровьем, убирать за ним, то есть электронная игрушка практически заменяла настоящее существо, отсюда такая привязанность детей к «электронному другу».

Первоначальный вариант игры не предусматривал возможности начать игру заново, поэтому смерть электронного питомца переживалась особенно сильно. В Японии были зафиксированы случаи самоубийства подростков, не сумевших пережить смерть тамагочи. С этого момента все выпускаемые игры обязательно имели клавишу сброса игры, нажать которую можно было только заострённым предметом. По материалами Википедии.

Опасность заключается в том, что ребенок, проецируя свои ощущения, чувства, мысли, эмоции на механический объект оживляет его, как бы наделяет душой. При этом если питомец гибнет это не так грустно так как вполне можно «оживить» его, подключив к розетке. Более того такой робот может доминировать над волей ребенка, вообще не выводить его из игрового пространства. (аналогично работают многие компьютерные игры наделенные искусственным интеллектом, ребенок как бы начинает жить в них). Результаты доминанты общения с роботом-игрушкой, по отличию от операций с обычной игрушкой, и общения со сверстниками, возможно нарушение формирования эмоционально-волевой сферы, нарушение коммуникабельности, замкнутость и другая патология. Невозможно сравнить живого домашнего любимца который уникален и неповторим будь то собака, кошка, хомячок, морская свинка с роботом. Гибель домашнего любимца конечно вызывает боль, человек познает утрату, но с другой стороны он учится и сострадать. При доминате жизни в сетевом мире, мире компьютерной игры, доминате общения с роботом, приравнивание и отожествление любого механического устройства с живым существом, фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили», не будет нести в себе никакой смысловой нагрузки…о душе человека, личность которого формирует робот, система искусственного интеллекта, можно сожалеть.

Конечно, системы искусственного интеллекта нужны человечеству, отказ от них в условиях современной цивилизации абсурден, нужна мера, золотая средина, знать бы где лежит эта мера…

Вообще все работы в направлении создания искусственного разума осознающего себя должны быть общедоступны. А практическое применение и внедрение систем искусственного интеллекта должно быть критически осмыслено. Ключевым и решающим при использовании искусственного разума должен быть не КПД с оценкой в долларах и евро, но мораль.

В заключение рассуждений о создании «искусственного интеллекта с душой», хочется вспомнить цитату, навеянную профессору Ф.Ф. Преображенскому размышлениями о своем, не очень удачном, создании Шарикове, в «Собачьем сердце». К слову, профессору противна сама мысль о возможном родстве и тождественности с Шариковым, который является творением, неудачным экспериментом (биороботом, прообразом «Гомо Советикус», пролетарием, големом), абсолютно не является его «сыном» или «родственником», как утверждает и хочет сам Шариков.

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар» и тут мне трудно что-либо добавить…