Print This Post

Измененные состояния сознания. Terra Incognita современной психологии. Психология и Религия. Для профессионалов,Заметки психолога

В настоящее время существует масса тем, серьезное обсуждение которых в практических и академических кругах считается признаком дурного тона. Это касается тем, само определение которых имеет неоднозначную трактовку. Так четкого определения понятия «сознания», не существует. Трактовка этого термина имеет значение либо как общефилософского понятия, либо в узко практическом контексте и это не удивительно. Что говорить о ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ. Вообще состояние современной академической психологии и психиатрии и, особенно, их «развитие» и «подготовка высококвалифицированных специалистов» хорошо характеризуется картиной Питер Брейгель Старшего:

Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму

«Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму»…

Тема ИСС (измененного состояния сознания) достаточно сложно поддается осмыслению так как лежит на стыке таких различных наук психологии, философии, физики, логики с религией. Причем многочисленных школ и направлений, короткий перечень которых займет несколько страниц (Аналитическая психология К.Г.Юнга, Трансперсональная психология С.Грофа, среди психологов эта тема серьезно интересовала также Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, Ч. Тарт, В. Г. Кандыба и др. Практически все серьезные философские школы занятые проблемой человека и все религии как мировые так и расплодившиеся секты от «Белого братства» до «Харизматов» и «Кришнаидов», уличных цыган), так или иначе рассматривают и более того используют различные феномены ИСС. Поэтому рассматривать ИСС можно только комплексно. Что такое измененные состояния. Поскольку феномен не исследован возьмем рабочее определение ИСС предложенное Людвиг А. М. (Измененные состояния сознания. Архивы общей психиатрии 1966). ИСС – это любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания.

Конечно, существует самые различные ситуации в которых человек переживает ИСС даже в обычной жизни поскольку само сознание человека, если рассматривать его как динамический процесс постоянно меняется под действием внешних или внутренних факторов. Например, если человек находится специально или случайно в пространстве где играет «запредельная» по Дб музыка с одной, или нескольких точек как раньше на рынках в «кассетную эру» может быть инициировано ИСС. Подобный звуковой феномен на протяжении веков используется в различных религиях при проведении обрядов. К ИСС, также, можно отнести бодрствование, стресс, агрессию, шок, сон, мечты и фантазии, обморок, сексуальные переживания, тревогу, страх, эйфорию, фрустрацию и т.д. Ключевым при этом будет выступать то, что все перечисленные состояния могут происходить с любым психически здоровым человеком (что такое «условно» психически здоровый человек современная академическая наука так же не может дать толкового определения). По всей видимости подразумевается наличие критики, отсутствие желания осознано вредить себе и окружающим, социализация…к слову, при таком понятийном аппарате, понятно почему все люди, с точки зрения психиатрии делятся на «больных» и «еще необследованных»). Такие, простые «ИСС» можно обследовать и исследовать с помощью традиционных методов (опрос, осмотр, анамнез, анализы, компьютерная томография мозга и т.д. и т.п.), что, впрочем, и предпринимается. В настоящее время накоплена масса данных, например, о изменении в лимбической системе мозга (отвечает за эмоции) при таких состояниях как «любовь», «агрессия», более того составляются своеобразные карты по которым можно анализировать соматическое состояние организма в тождестве к психическому состоянию. При активации такой «карты», пока в лабораторных условиях, можно вызвать соответствующее состояние психики у человека, определенное состояние сознания, и – наоборот – измененное состояние сознание активирует соответствующую карту. Данные исследования проводятся и проводились более того открыты, как это обычно происходит при подобных экспериментах, «побочные эффекты» которыми можно пользоваться в том числе и в военных целях но нельзя объяснить их суть с точки зрения академической науки. Например, выходы на уровень коллективного бессознательного, Ид (Аид по Фрейду), некого «общего знаменателя» для разных людей, при том что исследователь – путешественник, может частично контролировать себя, свое я и даже пытаться выполнить поставленную задачу. Так что всеобщая эпоха техно-слиперов не за горами и более того уже не рассматривается с фантастической точки зрения. Слипер – человек, способный с лёгкостью проникать в мысли другого человека. При этом ему не мешают «стены» и насильственная блокировка памяти. В состоянии транса Слипер может проникать в самые отдалённые части памяти и найти информацию, которую не может вспомнить даже сам испытуемый..

Эти технологии качественно новые, они намного эффективней чем фармакологический либо регрессивный гипноз.

Интересны ИСС как пограничные состояния сознания то, что рассматривается либо как гениальность для меньшинства людей либо как патология, пограничное состояние, для большинства. Например, одной из особенностей сознания Наполеона I, что в дальнейшем возможно, и привело его на остров Святой Елены, было утрата чувства меры, размытие грани и непонимания ее между возможным и невозможным, при сохранении абсолютной ясности рассудка… То же относится к целому ряду «нозологических форм» современной психиатрии работающей в основном в слепую по фармакологическому принципу эйфория – показан нейролептик, депрессия – антидепрессант…

Очень интересны состояния психики при воздействии различных веществ, алкоголя, никотина и других наркотиков. Ведь при малейшем таком воздействии происходит ИСС. Отступая от темы хочется отметить высказывания Станислава и Кристины Гроф (основоположники трансперсональной психологии) рассматривающие алкогольную, табачную и наркотическую зависимость как компенсацию при нарушении нормального развития личности, не достижения и блокировки тем или иным способом (от генетических нарушений и внутриличностного конфликта, так и воздействие через средства массовой информации рекламу и пр. и пр.) самоактуализации личности, ее духовного развития…

Думаю что любой исследователь ИСС, сможет привести немало подобных примеров. Суть же заключается в том, что в настоящее время классическая наука и философия не может достоверно ответить на вопрос что, на самом деле есть сознание и что есть состояние измененного сознания. думаю, что это понимание сущности, при замалчивании множество проводимых, проводящихся исследований придет очень не скоро.

Что есть истинна?

Что есть истинна?

Интересно рассмотрения феномена ИСС с точки зрения религиозных практик. Так, например, с точки зрения религии ИСС, вследствие химического воздействия например при употреблении табака, алкоголя, ряда других дурманящих веществ рассматривается как элементы шаманской практики, религиозно-мистического ритуала, то что называется «шаманской болезнью». Такие «выходы» и «расширения» сознания строго осуждаются Церковью потому что это с одной стороны своевольный «несанкционированный» выход в Духовный мир, Поднебесную с «черного входа», что воспрещено Христианину, а с другой стороны выйти можно, вот вернуться иногда сложно. Причем ритуал все равно происходит вне зависимости от того хотят ли молодые люди «протащится», или они ищут «другие миры»

Конечно, то где мы живем, наш космос, мир, устроен потрясающе гармонично, но сложно. Как мало мы на самом деле знаем!! Так в настоящее время многих потрясают способности людей-феноменов показанные и широко рекламируемые программой «битва экстрасенсов». Например, способность «считывать» информацию с мест событий или отдельных предметов. Канонизированный Святитель Лука (в миру профессор Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух Душа и Тело», книга обязательная для прочтения любому уважающему себя врачу, указывает достоверно зафиксированные схожие примеры. Существует тонкая грань – а где видимый, проявленный мир, и невидимый, Духовный мир, тесно соприкасаются. И одна из этих многочисленных граней лежит в каждом человеке…

Интересны и так называемые пиковые состояния – кома, клиническая смерть. В «Доктор Живаго» Б.Пастернака звучит такая фраза, сказанная в анатомке, что говоря о смерти мы говорим лишь о причине ее, сама же сущность смерти суть таинство…

Я остаюсь?

Кадр из фильма «Я остаюсь», где главный герой попадает в состояние комы.

С точки зрения науки и философии эти состояния достаточно описаны, изучаются и будут изучаться. Более того, появление массы произведений всех жанров на эту тематику например таких как фильм «Я остаюсь», или книги Людмилы Улицкой с одноименным фильмом «Казус Кукоцкого» несмотря на откровенно фантастический (но с философским) уклоном, даже в условиях процесса повальной отупизации общества не ослабляют интереса к данной проблематике. Подобные ИСС разработаны в религиях, отдельные их элементы существуют в ритуалах инициации. Инициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Так во многих религиях и религиозно-философских школах разработана система послежизненного опыта. Например, Тибетская и Египетская книга мертвых – где через символы переданы этапы этого перехода. В Православии существуют своя «Карта после дующего перехода», связанная с Небесными мытарствами, Подробно описанная Отцами Церкви например Игнатием Брянчаниновым в «Слово о смерти».

Все взаимосвязано в мире – ночь сменяет день, зима лето , а затем цикл возобновляется так реализуется один из важнейших архетипов архетип смерти-возрождения. Архетип — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Так в Христианской традиции, у ранних Христиан, до принятой на Соборах соответствующих постановлений было принято Крещение погружением. Так человек погружался в воду (смерть и отречение от греха который и есть смерть), до состояния легкой асфиксии (удушья на соматическом уровне), потом извлекался из воды возрождение к новой жизни в Господе Нашем Иисусе Христе (на соматическом уровне возникало эйфорическое состояние). Эти примеры подчеркиваю невозможно полностью осмыслить на понятийном уровне, т.к. они являются ТАИНСТВАМИ, тем сущность чего закрыта от нашего интеллекта, тем что мы можем понимать и видеть лишь частично «как в мутном зеркале» и понимание это больше связано с Верой чем с разумом…

Многие серьезные современные школы исследований выходящие на ИСС например «Дианетика», «Трансперсональная психология», «СК-терапия», а также использование регрессивного гипноза в исследовательских целях (исследования в различных странах в ХХ веке), при достаточно мощной исследовательско-экспериментальной базе и полученных ошеломляющих результатах вынуждены, для их интерпретации, переходить с научного мировоззрения на мистический скатываясь при этом в чистую мистику и оккультизм. Более того, подчеркиваю, что разработка экспериментальная апробация новых пси-технологиии используются без учета этики и элементарной морали. Например, различное воздействие на общественное сознание в том числе и в чисто экспериментальных целях (рекомендую вспомнить гипнотические эксперименты Чумака с Кашпировским по телевиденью, использование психоделических сюжетов в рекламе.

Сигареты

Сигареты

Например, разрушающих организм веществ того же табака и алкоголя…замаскированных под образы идеальных мужчину и женшину – анима и анимус… Анимус и анима (от лат. anima – душа) — архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это — мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы По К.Г. Юнгу

(для развития темы рекомендовано ознакомиться с литературой: Кара-Мурзы Манипуляция сознанием, К.Г. Юнг Человек и его символы, С.Гроф Тексты трансперсональной психологии, В Кандыба СК-терапия)

Переходя к обзору, описанию и анализу конкретных методик используемых с времен Древнего Египта, Вавилона и Шумера для изменения состояния сознания с древнейших времен к современности следует отметить, что…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *